Дуэльный Коммандер (Duel Commander, или DC) – формат с забавной историей.

Предшественником Коммандера был возникший в США EDH – Elder Dragon Highlander. Как можно понять из названия, формат зародился с выпуском карт Древних Драконов (последний из Древних Драконов, архизлодей Никол Болас, до сих пор бороздит просторы сеттинга и злоумышляет против других мироходцев). Игроки собирали колоды в цветах дракона, где каждой карты можно было положить только по одной копии (базовые земли не в счёт). Ибо в живых должен остаться только один! После чего начинали большую мультиплеерную игру.

Формат понравился многим игрокам и вызвал интерес Wizards of the Coast. Он поощрял знание правил, изучение взаимодействия разных механик в любых возможных условиях.

Постепенно были выработаны правила и создан новый формат – мультиплеерный Коммандер. Можно было использовать легендарное существо в качестве Генерала, который находится в командной зоне, а также карты в цветах этого Генерала. Игроки начинали в 40 ХП, победить можно было всеми стандартными способами, но, кроме того, появилось понятие «командирского урона» – получение 21 повреждения от одного Генерала приводило к поражению игрока.

Современный Дуэльник разнообразен: формат начинал своё существование исключительно как фановый вариант фанового же мультиплеера, и потому правила в разных городах и на разных кухнях могли кардинально отличаться. Тем не менее, идея играть Генералами в классическую Магию, с одним оппонентом, была достаточно притягательной, чтобы привести формат к единому знаменателю. Процесс возглавила группа игроков, преимущественно французов, – Duel Commander Rules Committee, попросту – «Комитет», который популяризовал формат, разработал единый банлист и занимался сбором информации о формате.

Некоторое время это был основной формат Дуэльного Коммандера, но в 2016 году Комитет принял решение о переходе на 20 ХП, что резко изменило темп и характер игры. Это вызвало отделение части мирового коммьюнити, которая с подачи итальянских магов продолжила играть старый формат с некоторыми изменениями в банлисте. Этот формат получил название Левиафан (Leviathan).

Так или иначе, в 2017 году WotC объявили о введении своего Дуэльника. Пока речь идёт только об онлайн-формате и соответствующей поддержке, но сам факт признания формата не может не радовать – и открывает различные перспективы.

WotC предложили достаточно консервативные 30 стартовых ХП, но при этом составили относительно короткий банлист. Основные баны в формате – бесплатная или дешёвая быстрая мана (Sol Ring, Mana Crypt, Mana Vault, Gaea’s Cradle, Tolarian Academy), а также некоторые сверхмощные карты, и отдельно – не очень честные Генералы.

Главной же особенностью банлиста стал запрет лучших кантрипов формата в синем цвете: Brainstorm, Preordain и Ponder. Это сделано для баланса игры, иначе синие колоды (в частности, моносиние), весьма эффективно фильтрующие карты, обладали бы огромным преимуществом.

В остальном, правила игры остаются те же.

Вы начинаете игру с 99 картами в библиотеке, причём можно иметь только по одной копии каждой карты, за исключением базовых земель. Генерал, который определяет цвета карт в вашей колоде, с начала игры находится в командной зоне, его можно разыгрывать оттуда за его стоимость. Когда ваш Генерал меняет зону, вы можете вместо перемещения на кладбище / в изгнание / в руку / в библиотеку и т.д. вернуть его в командную зону и положить жетон. Генерала можно разыгрывать любое количество раз, но с каждым перемещением в командную зону он становится на две маны дороже.

Способы победы – всё те же, и 21 повреждение от Генерала всё так же означает поражение игрока.

Derevi, Empyrial Tactician, выходит на поле боя с помощью своей способности, а значит, может выйти в любой момент, если у вас нет достаточного количества мгновенных заклинаний ремувала / контрмагии, которые отменяют активируемые способности.

 

Честный в мультиплеере, в Дуэльном Коммандере Vial Smasher the Fierce всегда наносит повреждения вашему единственному оппоненту. В сочетании со способностью «партнёр» карта позволяла играть, например, в Гриксис-цветах и использовать Force of Will, Misdirection, Gush, Mulldrifter, Fireblast и другие небесполезные карты, попутно нанося огромное количество повреждений.

 

Формат с 30 ХП ориентирован на относительно долгую игру и контрольные архетипы. За то время, что понадобится для победы над оппонентом, игроки успеют сделать немало ходов, и потому преимущество будет у того игрока, который сможет взять или профильтровать больше карт в поисках угроз / ответов. Так что можно не надеяться сразу поднять все нужные карты / части комбо-плана в руку (что непросто сделать, когда у нас по одной копии каждого заклинания), а положить в колоду достаточно кантрипов и туторов.

Очень важно не только то, что делает Генерал, но и к каким цветам он предоставляет доступ. Например, Tasigur, the Golden Fang, позволяет нам играть картами в синем, зелёном и чёрном.

 

Sidisi, Undead Vizier, использует только чёрный цвет. Карты других цветов и земли, дающие ману другого цвета, не могут играть в колоде на этом Генерале.

 

Колоды, как правило, строятся вокруг Генерала. Т.к. вы всегда можете разыграть эту карту, логично использовать её особенности.

Narset, Enlightened Master, изгоняет четыре верхние карты во время атаки, позволяя нам разыграть из них любое количество не-земель и не-существ без уплаты мана-стоимости. Значит, мы хотим играть дорогими заклинаниями, которые сильно меняют ход игры: Уджин, Карн, Chandra, Flamecaller. И мы хотим ходить в атаку несколько раз, поэтому играем допходами: Time Stretch, Time Warp, Temporal Trespass и т.п. Также нам надо доживать до позднего Генерала и отменять / ломать угрозы оппонента, поэтому мы положим много контрмагии и массового ремувала.

 

Kraum, Ludevic’s Opus, и Tymna the Weaver не имеют особой синергии, но позволяют нам брать много карт и дают доступ к 4 цветам. Поэтому колоду можно строить просто из сильнейших карт в этих цветах.

 

Коммандер подходит игрокам, которые любят долгие партии, сложные взаимодействия и разнообразие решений. Мы надеемся и верим, что в России будет достаточно много поклонников этого формата.

Играйте в Дуэльник, друзья, и пусть победит сильнейший!