Некоторые особо прагматичные игроки могут сказать, что Модерн – это не формат, и метагейма там нет. Я не согласен и одновременно согласен в некоторой степени.

Метагейм есть, но он довольно широк и сложен. И царь горы – это очень неустойчивая позиция. Мета постоянно смещается, исходя из того, чем начинают активно играть в конкретный период. То есть далеко не всегда дело в мощи колоды. Часто это просто проснувшиеся йети, которые вовремя попали в цикл колеса (об этом позже).

В целом, почти бесполезно пытаться просчитать весь метагейм и все матчапы для своей колоды. За несколько турниров, особенно локальных, можно повстречать как отличные матчапы, так и ужасные. Следовательно, против всего не заточиться, и нужны компромиссы.

Тем не менее, для Про-тура всё немного легче. Всё ещё сложно, но уже возможно. Исторически игроки там стремятся играть конкретными колодами, если только не случится какой-нибудь апокалипсис (Глаз Уджина и Эльдрази).

В данной статье мои цели – помочь вам начать просчитывать метагейм и облегчить выбор. Я не смогу дать вам все ответы, но смогу направить.

Я действительно считаю, что при должном наигрыше удобнее готовиться к Про-туру по Модерну, нежели к Гран-при. На Гран-при зачастую гораздо более разношёрстный филд, он также банально больше, и задачи у многих другие. Я не претендую на звание лучшего эксперта, и поэтому я постарался дать как можно больше статистики и своих соображений в рамках одной статьи.

Теперь давайте разберём разновидности колод, типичных для Про-туров, и какими принципами, на мой взгляд, руководствуются про-игроки, когда выбирают колоду (все примеры могут быть объектом критики).

  • Колода должна справляться с тир-1 формата или ожидаемыми колодами на ПТ, то есть надёжные гриндеры (Grixis Shadow, Jeskai/UW Control, Tron/Valakut, Lantern Control).
  • Чего стоит бояться и от чего стоит точиться (Jeskai/UW Control, Tron/ Valakut, Shadow, Humans, Affinity, Burn, Dredge, GW/Bant Company, Eldrazi Tron).
  • Бесплатные победы на рыбе и на достаточно хороших матчапах (Storm, Griselhoalbrand, Amulet Titan).
  • Нет больших плюсов, но нет и больших минусов, на скилле (Abzan, Jund).
  • Тонна опыта и практики, знание формата плюс комфорт (Hatebears, Boggles).
  • Крепкое Аггро, умеющее наказывать плохие раздачи оппонентов (Affinity, Burn, Dredge).
  • Устойчивость и гибкость с шансом на мощные ключевые ходы (Vizier Company, 5C Humans).
  • Компромисс в виде жертвы интерактивностью с Комбами ради плюсов с матчами против «честных» колод (Ponza, Devotion, GW Company). Другими словами, где предпочтительнее находиться в филде, как себя позиционировать.
  • Более длинные раунды, в отличие от других турниров, то есть возможность более комфортно играть медленными колодами.

SCG Dallas Open: Modern Classic side event – Top16 (in that order, from 1 to 16)

Burn, Affinity, Infect, GR Tron, Grixis Shadow, Jeskai Control, Affinity, U/R Gifts Storm, Jeskai Control, Burn, Humans, Jeskai Control, U/W Control, Burn.

Ничего дикого здесь, кроме разве что Инфекта. Это хорошая мета-колода. Но она складывается от дискарда и Чалисов. Пуш, конечно, тоже помог, но дискард важнее. Если на столе существо ещё как-то успеваешь прикрыть, то вот руку защищать обычно нечем. Не все играют даже мейновыми Пирсами. А Чалисы надо быстро раздать. В первой партии до сайда, да, может случиться лок. Но сайд помогает – раз, и Чалисов сейчас стало ещё меньше.

Все эти деки будут на ПТ, но мне всё меньше нравится Шторм. Это настоящие эмоциональные американские горки. Либо вы на коне, либо чувство, что по тебе прошлись стадом. Тот же Дредж или Ливинг Энд умеет, если залочили, хардкастить существ.

SCG Classic – Columbus – Top16

Affinity, Green Tron, Blue Moon, Burn, UW Control, Affinity, Grixis Shadow, Jeskai Control, Burn, Zoo (seriously quite old school Naya Zoo), Grixis Shadow, Lantern Control, Mardu, Merfolks, Affinity, Bant Company.

Для меня это выглядит как набор Контролей и анти-Контролей. А Бубенцы тут – это, скорее, анти-Контроль, в то время как Мерфолки где-то посередине.

StarCityGames.com Modern Open – Columbus – Top32

Jeskai Control, Jeskai Control, Storm, Grixis Shadow, GW Company, Blue Moon, Humans, Skred Red, Burn, Jeskai Tempo, Humans, Jeskai Control, Grixis Shadow, Grixis Shadow, UW Control, Monogreen Devotion, Grixis Shadow, Humans, Bant Company, Jund, 5C Aggro, BG Mid, Dredge, Blue Moon, Grixis Shadow, GW Company, Elves, Eldrazi Tron, UW Control.

То же место, но мейн ивент. Больше рогью-колод, взобравшихся наверх за счёт более крупного филда и разнопёрости. Но выделяются всё те же тенденции, что и в Классике. Те же два лагеря в плане стратегий, но только на этот раз роли поменялись. Здесь это Аггро и анти-Аггро в большей степени, нежели Контроль и анти-Контроль.

Grand Prix Santa Clara 2018 – Team Trios – Top8

Dredge, UW Control, Mardu, BG Shadow, Lantern Control, Affinity, Eldrazi Tron, Affinity.

Начнём с того, что это Тим Триос. И тут есть свои факторы-ограничения. Несмотря на то, что это был Стандарт-Модерн-Легаси, а не Модерн-Модерн-Модерн. Карты, по сути, не пересекались, но командная структура означает, что не всё зависит от одной колоды, и можно брать более рискованные колоды, такие как Шторм, но в то же время стоит обращать внимание, в первую очередь, на матчап против тир-1 колоды. То есть подготовка к разноформатному Тим Триос должна быть ближе к Про-туру, чем к обычному ГП. Потому что на ГП вероятность попасть на разную всячину гораздо выше, то есть нужна просто по умолчанию надёжная колода в вакууме.

Мне нравится Дредж, но, в моём понимании, это мета-колл, так же как и Lantern Control. Мне не нравятся обе колоды в разношёрстном филде, но на Про-тур они могут оказаться оптимальным выбором.

Meanwhile, the online picture (mtggoldfish.com)

(Дисклеймер: часть лейблов архетипов хромает. Голдфиш иногда группирует или выделяет колоды ошибочно, ввиду цветов карт. Некоторые карты не предназначены для хардкаста и т.д.)

По своему мне импонируют все эти колоды, за исключением разве что GR Ponza (Рампа на ломании земель). Титан Шифт может быть отличным выбором на Про-тур, если вы сможете обойти большинство комбо-колод. Похожая ситуация с Дреджом. Очень сильная колода, может выиграть через немало хейта, но, тем не менее, есть риски и виражи. Если выбирать по принципу максимального шанса выиграть первую и дальше постараться пролезть во второй или в третьей, то Аффинити наиболее выгодна. Она лучше всего умеет выкарабкиваться из-под хейта или лока среди колод с брокен-раздачами.

Здесь мы входим в зону интересных, способных колод, которые очень сильно зависят от филда. Если бы я захотел в какой-то момент встряхнуть локальный филд, то я бы взял что-то из этих колод или из тех, что показаны ниже. По сути, тут и чуть ниже представлены деки, которые либо выстрелят и всех одолеют, или будут сокрушены всеми в другой день. Если в какой-то день вы чувствуете, что удача на вашей стороне, то можно её испытать этими колодами. Например, Реаниматором.

WURG – это Зоопарк с синим. Чуть менее агрессивно, чуть больше инструментов для гриндинга. Со своими плюсами и минусами. Неплохо для локальной игры на долгий срок. Но ничего выдающегося.

WUBRG – это Компани-собрат Хуманов на Виали, то есть просто подвариант более популярной сборки. Так что у многих распространенных архетипов есть по ряду подвидов. Против Контролей я предпочту, скорее, Виали, а против Мидренджей лучше пойдет Компани.

WUB – это Эспер Living End на бумаге. И это пример того, что надо заглядывать в сами деклисты. Иногда могут проскакивать чьи-то лейблы, базируемые чисто на цветах карт, которые, собственно, и не кастуются напрямую. Здесь это промежуточная стадия между старым Джандом и новой модой на синеву.

Сравниваем метагейм последних данных на бумаге и в онлайне

Начнём по-простому. Сначала соберём вместе попадания в топ-32 на бумаге и потом посмотрим, как это сравнимо с самыми используемыми колодами в онлайне.

Оффлайн: количество попаданий в топ-32 в рамках последних четырёх крупных ивентов

Humans & Company (GW, Bant) – 8

Affinity – 7

Grixis Shadow – 7

Burn – 6

Jeskai Control – 5

UW Control – 5

Blue Moon – 3

Dredge – 3

Green Tron – 2

Eldrazi Tron – 2

Storm – 2

Mardu – 2

Онлайн: топ-10 самых популярных колод

Jeskai Control, Affinity, Grixis Shadow, Humans, Burn, Green Tron, Eldrazi Tron, UW Control, Mardu, Storm.

Обе стороны вместе

Довольно схожие данные. Различий, в целом, немного. И с такими факторами, как матчапы, паринги и пилоты, мы получим довольно крепкую картину. То есть, за редким исключением, на этом этапе данным из онлайна можно доверять на бумаге, и примерно так же верно и обратное.

В общей картине стало ярко выделяться «колесо», то есть цикличность меты. Деки на Компани, Аффинити и Бурн не очень любят быстрые Комбы, но наказывают синие колоды (хотя Бурн против Теней – довольно странный матчап). Синие деки и Мидренджи ломают Комбы (дискард, контра). Мидренджи любят синие деки. Рампы и Троны нависают над Мидренджами, но с синими деками – зависит от случая. То есть Контролям легче с Тронами (но не всегда удаётся переконтрить), но с РГ Титанами сложнее, потому что там могут дожечь ленддропами из-под Валакута даже в самой долгой игре.

Часть меня хочет сказать на это всё Абзан или Эльфз Компани, поскольку это и Комбо, и Битдаун с гриндом в одном флаконе. Но затем осознаю, как будет двигаться цикл меты. До вышеуказанных турниров мы видели кучу Тронов и Рампу на коне. Теперь же наша последняя статистика указывает на Контроли как ответ на «большую ману». В то же время мы видим возвращение темпо-дек и Аггро как ответ на Контроли. Компани, Хуманы, Аффинити, Бурн, которые метят пролезть из-под низов. В итоге, мы приближаемся к следующему циклу, к следующей стороне «колеса».

Я считаю, что Про-тур будет наполнен быстрыми колодами. И теми же BR Hollow One, которые не настолько рисковые, как Dredge или Living End. В такой расстановке Абзан Мидрендж может вполне неплохо зайти. Именно Абзан, потому что, в отличие от Джанда или БГ Рока, белый цвет даёт лучшие сайдовые карты формата. Это уже повторялось многими. Вкупе с лайфгейном, грейвхейтом, дискардом и быстрыми финишерами Абзан должен быть очень удобным декчойсом в первые выходные марта.

Топ-5 Модерн-трендов (не обязательно в этом порядке)

  1. Мета Про-тура опять не будет слишком разнопёрой, и будет много надёжных декчойсов и минимум рисков.
  2. Комбами будут играть, но осознавая риски (Storm, Griselhoalbrand). Плюс все возможные нечестности всем известны.
  3. На грядущих Гран-при будет больше мешанины, и предсказывать можно разве что за счёт «колеса».
  4. Нет единого решения и одной лучшей колоды формата.
  5. Попытки сломать или укротить «колесо», удачная позиция или удача с рогью-колодой (GW Boggles Ауры).

Хорошие колоды бывали, есть и будут, но не забываем про цикличность меты. Есть деки под Про-тур, под Гран-при, есть деки, на которые указывает статистика, и есть мои личные предпочтения.

Мои личные пики для Про-тура: Abzan Midrange, UW Control или Mardu Pyromancer Midrange.

Чем я сейчас играю: Eldrazi Tron, UR Storm, UG Infect, Vizier Company, UW Spirits.

Чем больше нравится сейчас играть: Infect, UR Storm.

Чем я играл за всё время: всего понемногу из каждой стороны спектра, включая колоды, которые сейчас уже нигде не увидишь, из-за банов в том числе. Примерно половина формата.

Чем бы хотел поиграть или собрать: Elves, Amulet Combo, BR Hollow One, Dredge, Monoblue Living End, Monoblue Turns, Monogreen Devotion.

Вот и всё, друзья!

Надеюсь, вы сделали для себя какие-то выводы или узнали что-то новое!

– Aarne Pyulze

Until the next cruise!

Stay reasonable and listen to your guts!